Scout — легкий грузовик

Scout 1961

Сейчас любитель автомобильной истории, казалось бы, может с уверенностью сказать, что знает о многом, практически обо всем. Стали доступны специализированные журналы, книги, справочники, другая информация, о которой раньше и мечтать не приходилось. Но смею вас заверить, на карте автомобильной истории еще множество «белых пятен». Думаю, мало кто сможет сказать, что предмет нашего повествования ему хорошо известен. Большинство, скорее всего, и не слышали о данной машине. Все основательно забылось и воспринимается сейчас как некий эпос — «дела давно минувших дней, приданья старины глубокой». А между тем, истории этой всего каких-то три-четыре десятка лет.

Так вот, жила была в славном городе Чикаго достопочтенная компания International Harvester. Производила она тяжелые грузовики и сельхозтехнику.

Компания действительно достойная и одна из старейших. Свое происхождение она ведет от фирмы Cyrus Hall McCormick, которая с середины 19 века занималась выпуском сельхозоборудования. В 1907 году компания, преобразовавшись в International Harvester, начала еще и производство автомобилей, а именно, грузовиков и других коммерческих транспортных средств. Кроме выпущенных в 1910 и 1911 годах нескольких экземпляров компактных автомобилей с пневматическими шинами и 4-цилиндровыми двигателями, компания больше не имела опыта производства легковых автомобилей.
Долго ли, коротко ли, время шло, экономика страны «взбиралась в гору», основная продукция фирмы International пользовалась все возрастающим спросом и в 1951 году был выпущен миллионный грузовик. В 1953 году — первый полноприводной автомобиль — легкий грузовик Travelall.

Scout

Scout

И вот в 1961 году, на новой волне интереса к автомобилям повышенной проходимости, компания решила расширить спектр своей продукции, выпустив на рынок небольшой полноприводной автомобиль, так называемого «спортивно-утилитарного назначения», как величают данный класс американцы. И имя машине дали самое что ни на есть подходящее — Scout, что в буквальном переводе означает — разведчик, бойскаут. Ну а кто такой бойскаут — всем известно. На американском разговорном сленге Scout это еще и «парень» или «малый». Scout получился на редкость «крепким малым», немного неказистым, но «в доску своим» простым и неприхотливым «парнем».

Конструкция машины была вполне традиционная — мощная стальная несущая рама, упрощенный металлический кузов, шасси с неразрезными мостами и зависимой подвеской на рессорах, полный привод с отключаемым передним мостом. Двигатель в первые годы производства предлагался только один — 4-цилиндровый карбюраторный объемом 2,5 л мощностью 93 л.с. Трансмиссия простейшая — 3-ступенчатая механическая, но с демультипликатором и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Тормоза всех колес — барабанные с гидравлическим приводом.

Поначалу автомобиль был совсем небольшим: длина/ширина/высота — 3911/1742/1701 мм, база — 2540 мм. Снаряженная масса базового варианта составляла 1360 кг, а грузоподъемность — 250 кг, не считая двух человек на передних сидениях. В дальнейшем, у самых мощных модификаций грузоподъемность достигала тонны.

В 1961 году самый простой вариант Scout оценивался всего в 2149 долларов. Таким образом, новоиспеченный внедорожник стал самым доступным предложением на рынке. Такие серьезные, в будущем, конкуренты как Dodge Ramcharger, Chevrolet Blazer и Ford Bronco еще не появились на свет. Надо ли говорить, что автомобиль в короткое время завоевал завидную популярность.

Год от года Scout модернизировался, приобретая все большую привлекательность в глазах покупателей. Чему способствовало и большое разнообразие предлагаемых кузовов: двухместный пикап, четырех-пятиместный автомобиль со стальной крышей или съемным пластиковым верхом, шестиместный закрытый вариант с продольными скамейками сзади, а также несколько видов кабриолетов — двухместный с грузовой площадкой, четырехместный со складным брезентовым верхом, с дверями и без дверей. В последнем случае, вместо металлических дверей, защитой от грязи и непогоды служил кусок брезента, с вшитыми окнами из прозрачной пленки, натянутый на каркас. Для любителей обычных легковых автомобилей, но желающих иметь полный привод, выпускался и вариант отдаленно напоминающий то ли хэтчбек, то ли седан.

Автомобиль был настолько прост, надежен и неприхотлив, что, практически, не ломался. О простоте говорит хотя бы то, что первые несколько лет машина выпускалась со сдвижными стеклами в передних дверях, вместо опускающихся. И, тем не менее, Scout изначально был комфортабельнее, чем, к примеру, наш УАЗ, взять хотя бы наличие на американце гидроусилителя руля и надежного отопителя.

Scout

Scout

Как хороший бойскаут умеет быстро разворачивать палатку в лесу, зажигать костер во время дождя, ориентироваться на местности по растительности и сплавляться по реке, так и Scout запросто мог карабкаться по каменистым косогорам, преодолевать глубокие броды, самозабвенно месить грязь и песок. Хорошей проходимости способствовали короткие свесы спереди и сзади, сравнительно небольшая база и впечатляющий дорожный просвет в 231 мм, а также, появившиеся в последствии, дополнительно к блокировке межосевого дифференциала, еще и блокировки межколесных — переднего и заднего дифференциалов. Автомобиль был очень терпим к различным переделкам и усовершенствованиям, отлично поддавался «лифтовке», поэтому на него легко было установить огромные практически тракторные колеса…

В 1965 году в добавок к атмосферному появился и турбированный вариант 2,5-литрового двигателя. Мощность поднялась до 111 л.с. С этого года стала возможна установка 4-ступенчатой механической КПП с синхронизаторами на всех передачах. Опускающиеся в двери стекла, радиоприемник, вполне комфортабельные сидения появились еще раньше.

К двум имеющимся двигателям, в 1966 году добавились еще два: 4- цилиндровый объемом 3.2 л мощностью 111 л.с. и V-образная «восьмерка» объемом 4,4 л мощностью 155 л.с. Минимальная цена автомобиля выросла не намного и составила 2284 доллара.

В 1968 году из производственной программы исключили 93-сильный 4-цилиндровый двигатель вместе с турбированной версией. Базовым стал 111-сильный 4-цилиндровый агрегат объемом 3,2 л.
Модернизации шли постоянно, в то время не принято было почивать на лаврах. Легковые модели, к примеру, переделывали внешне каждые два-три года. А в компании International больше упражнялись с двигателями. В 1969 году появился новый рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 3.8 л мощностью 145 л.с. А вместо 155-сильной «восьмерки» начался выпуск 5-литрового V8 мощностью 193 л.с. С этим двигателем Scout просто «зверел» и мог ломиться сквозь, практически, любое бездорожье, словно танк, лишь бы сцепных свойств шин хватало. Правда и расход топлива оказался довольно велик.
Внешних изменений за эти годы было не много — окантовка фар, облицовка радиатора, да кое что по мелочи. Цена базового варианта в 1969 году составляла 2798 долларов.

1971 модельный год принес ряд значительных изменений. Прежде всего, увеличились габариты кузова, причем база осталась прежней. Длина составила 4211 мм, а ширина и высота 1778 и 1686 мм соответственно. На крыше закрытого металлического кузова появились кронштейны для крепления дополнительного багажа. Дизайн Scout II стал более цивильным, но по-прежнему простым и технологичным. В гамме двигателей добавилась V-образная «восьмерка» объемом 5,6 л мощностью 198 л.с. К ней прилагалась 3-ступенчатая автоматическая коробка передач, которую, впрочем, можно было установить и на другие модификации. В списке дополнительного оборудования появились усилитель тормозов, подключаемый с места водителя передний привод, кондиционер. Комфортабельность достигла весьма высокого уровня. На выбор предлагалась виниловая или велюровая отделка салона, удобные ковшеобразные сидения с подголовниками. А для эстетов — двухцветная окраска кузова. Теперь Scout мог не только достойно месить грязь, но и с комфортом и довольно быстро перемещать пассажиров по шоссе, словно хорошая легковушка. Цена самого скромного варианта в 1971 году составляла 3376 долларов.

Не долго продолжался праздник необузданных лошадиных сил. Грянувший очередной нефтяной кризис, заставил конструкторов «наступить на горло своей песне» и значительно урезать аппетиты и мощность двигателей. Уже в 1972 году все двигатели были дефорсированы, без изменения литража. Но нет худа без добра, такая процедура позволила не только повысить экономичность, но и значительно увеличить и без того большой ресурс агрегатов. Мощность дефорсированного 4-цилиндрового 3,2-литрового двигателя составила 102 л.с., 6-цилиндрового — 113 л.с., 5-литровой «восьмерки» — 140 л.с., а 8-цилиндрового двигателя объемом 5,6 л — 144 л.с.

В 1973 году базовым двигателем стала 113-сильная «шестерка», а 4-цилиндровый двигатель исчез из программы. В 1974 году появились дисковые тормоза с усилителем на передних колесах. В 1975 году взамен 6-цилиндрового вновь начали устанавливать 4-цилиндровый агрегат объемом 3,2 л мощностью 92 л.с. А мощность 5,6-литрового двигателя увеличилась до 158 л.с., благодаря применению электронного зажигания.

1976 год ознаменовался появлением длиннобазных модификаций Traveler с закрытым кузовом и Terra — с кузовом пикап. Их база была увеличена до 2997 мм, а длина составила 4668 мм. Впервые на Scout начали устанавливать дизель — рядная «шестерка» производства Nissan объемом 3,2 л и мощностью 92 л.с. В салоне новинка — регулируемая по высоте рулевая колонка. Благодаря усовершенствованиям и цена поползла вверх. В 1976 году самый простой вариант машины стоил уже 5550 долларов.
По мере того, как кризис понемногу отпускал горло потребителей нефтепродуктов, снова увеличивалась мощность двигателей, но не спеша, в разумных пределах. С 1977 года мощность 5,6-литровой «восьмерки» достигла отметки в 163 л.с.

В последующие годы, вплоть до 1980 г. конструкция и характеристики машины изменялись незначительно, подстраиваясь под конъюнктуру рынка.
В 1980 году компания International решила полностью свернуть производство Scout из-за назревавшего очередного общего кризиса экономики и потому, что группа техасских инвесторов не профинансировала подготовку к производству очередного поколения модели Scout. Фирма International полностью переключилась на производство сельхозтехники и тяжелых грузовиков, резонно полагая, что кушать хочется всегда, а, следовательно, сельское хозяйство не умрет никогда, да и надобность перевозить с полей урожай не отпадет.
Итак, 31 Октября 1980 года с конвейера скатился последний Scout. За 20 лет производства было выпущено 523674 автомобиля. В этот последний год Scout оценивался в 7748 долларов. Несмотря на значительно возросшую цену, автомобиль был все же дешевле своих конкурентов.

Прекращение производства модели Scout ознаменовало собой конец эры чисто утилитарных внедорожников. Отныне во главу угла будет ставиться комфорт и немаловажная роль отводиться дизайну.
Сейчас оставшиеся Scout являются излюбленной игрушкой настоящих джиперов, коих в США оказывается немало, замечательным «снарядом» для того, что бы покуролесить в грязи, вдоволь погонять по лесу и покарабкаться по камням горных массивов. Для этого машины, разумеется, «лифтуют» и всячески совершенствуют, устанавливают мощные моторы, 33-35-дюймовые колеса. Что интересно, различные специализированные фирмы, все еще выпускают запчасти для Scout, ведь их осталось еще так много. Есть Scout и в России, но, похоже, один-единственный (см. фото), вот уж настоящая экзотика!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.